язык духов

Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман утверждал, что именно мой язык мешает мне понять, что такое “Духи”. Когда я рассказал ему гипотезу лингвистической относительности и детерминизма (Гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа), Шаман заявил что мой язык вносит ограничения и в саму гипотезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как человек вообще не может говорить о том, что не практикует.
— Почему язык может меня ограничивать?
— Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
— Из чего же он состоит?
— Из того, что ты о нем думаешь.
— Я спрашиваю о реальности.
— Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это — твоя единственная реальность.
— А как думать о другой реальности?
— Ты видишь летящую чайку и говоришь: “Чайка летит”. Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: “Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак”. Он это делает, такое понимание — часть его практики, и это — его реальность.
— А есть единая реальность для всех?
— Только на уровне совпадения практик.

Владимир Серкин, «Хохот Шамана»

Один комментарий

  1. u0430 u044f u0434u0443u043cu0430u043bu0430 u0441u0442u0430u0442u044cu044f u043fu0440u043e u0434u0443u0445u0438((

Ответить