Интервью: Ленивый путь Сью Рикардс

"Следуй за своим ощущением счастья", призывает нас Сью, словами Джозефа Кэмпбелла.

Это важное для меня интервью.
Во первых, это первое интервью после длинного перерыва.
Во вторых, оно сделано в живой беседе (а не путем длинной переписки как прежде).
Ну и в третьих, оно с открывает новую страницу волшебных интервью в журнале Собиратель звезд.

Сью Рикардс самый популярный и известный преподаватель практики 5 ритмов в Лондоне, с удивительным жизненным путем, многочисленной сменой работ, огромным количеством путешествий и глубоким опытом которым она делится на своих танцевальных воркшопах. Со Сью мы говорили по скайпу, а в качестве переводчика выступал Алекс Никифоров.

«Следуй за своим ощущением счастья», призывает нас Сью, словами Джозефа Кэмпбелла.

Приятного чтения, друзья.

Lexian (Алексей Кузьмин): Сью, мой первый вопрос — о Вашем пути. Как Вы пришли, к тому, чем Вы теперь занимаетесь? 

Sue Rickards (Сью Рикардс): — Я всегда занималась тем, что я любила и тем, на что меня вдохновляли окружавшие меня люди и книги, которые я читала. Я шла туда, куда меня тянуло… Это был какой-то ленивый путь – я ничего не делала специально, для продвижения по карьере или достижения каких-то целей.  Просто когда двери открывались, я с готовностью вступала в них.

L: Но значит, очень важно не пропустить ту самую дверь?

S.R.:Может быть, я пропустила тысячу дверей! Но те, в которые я все таки вошла, были потрясающими.

Джозеф Кэмпбелл говорил: «Следуй за своим ощущением счастья». Именно так живут дети. Они постоянно находятся в поиске наслаждения, и даже когда они несчастны, через мгновение они опять впускают в себя счастье. Но где-то на пути взросления мы теряем эту способность…

L: Можно немного поподробнее об этом «ленивом пути»?

S.R.: — Это, скорее всего, какое-то внутреннее ощущение – на самом деле я очень много работаю… Это ощущение схоже с тем, как цветок без усилий тянется к солнцу. Это о том, чтобы идти без раздумий к тому, что ты любишь, и не переживать, не сомневаться в том, правильный это путь или нет, а полностью, безоговорочно доверять этому пути.

Когда, например, я бросила работу с хорошей зарплатой и отправилась путешествовать, люди говорили мне: «А как же твоя карьера, как ты заработаешь на пенсию?» А мне и было-то лет 18 тогда! Сейчас я очень хорошо осознаю, что все, что я тогда впитала, сейчас помогает мне, когда я веду занятия в танцевальном зале. Часто я готовлюсь, пишу план, но когда вхожу в танцевальный зал, я вижу, что там происходит жизнь, и необходимо быть в моменте и следовать за тем, что случается в данную секунду.

L: А помните ли Вы тот момент, когда вы впервые открыли для себя пять ритмов? Каковы были Ваши первые ощущения от танца, от музыки, от своего тела?

S.R.: — Я помню этот момент. Я попала на семинар, где звучал трек Габриеллы Рот [Габриелла Рот – создательница практики «5Ритмов»  — примечание «Собирателя звезд»]. До этого я танцевала на вечеринках, на дискотеках, но тут было что-то совсем иное. Я двигалась под музыку и вдруг остановилась. Преподаватель подошла ко мне, чтобы узнать почему, все ли со мной в порядке. А я даже и не заметила, что остановилась. Только когда она мне на это указала, я осознала, что действительно стою без движения. И еще я поняла, что если сделаю малейшее движение хоть одной мышцей, то просто расплачусь. Тогда я не понимала, что на самом деле это было очень хорошей, здоровой реакцией. Я была привычной к тому, что танцы на дискотеках делали меня веселой. Для меня было шоком, когда от танца мне захотелось плакать.

Я осознала, что в танце оживает то, чему обычно я не позволяю проявиться, что не выпускаю наружу. И вдруг я поняла, что в этом и состоит разница между жизнью, в которой просто все в порядке и большой жизнью, которая полна страсти.  Я как будто проснулась, и мысль была такой: «Господи, да я просто спала раньше! Как же здорово наконец-то проснуться!»

Безусловно, толчком к пробуждению могло стать что угодно: и пение, и молитва, — что угодно. Но для этим моментом стал мой первый танцевальный семинар. Именно там я поняла, что я нашла что-то свое, что это то самое, что мне просто жизненно необходимо. Это стало началом исследования собственного сердца через движение. Причем билет в это путешествие выдается только в один конец.

Фото: Ирина Кривощекова

L: А как вы обучаете пяти ритмам? Как вдохновляете людей на такой танец, помогаете им открыть эту дверь?

S.R.: — Все само собой происходит, когда человек погружается в танец. Когда человек искренен в том, как он двигается, когда он по-настоящему присутствует в танце, это всегда трогает и это всегда красиво.

И не обязательно амплитуда танца должна быть особо большой. Например, я была не раз тронута живым, подлинным танцем людей в группе, где занимаются люди, кому за 60. Несмотря на то, что они ограничены в движении, их танец трогает своей подлинностью до глубины души и впечатляет меня не меньше, чем выступления профессиональных танцоров.

Иногда на своих занятиях я показываю что-то, объясняю. И это работает. А иногда бывает, что я ничего не объясняю, а просто танцую. И после занятия ко мне подходят люди и говорят: «Вот оно! Вот теперь я понял, о чем это!»  И благодарят.

Мне очень повезло, что я занимаюсь этой работой! Я делаю то, что я люблю. На моих глазах происходят настоящие чудеса — я вижу, как люди проходят поистине волшебный путь трансформации. Мне действительно повезло, что я нашла то, чем я сейчас занимаюсь.

L: С чем люди приходят и что они берут с собой с занятий?

S.R.: — Нам кажется, что мы приходим танцевать, потому что друзья нам сказали: «Я ходил на такой классный семинар!» или «Там крутая музыка!» или «Такие замечательные люди» или «Преподаватель – просто прелесть»… Нам кажется, что мы приходим по этим причинам.

А на самом деле, что-то нас зовет в танец. Это более глубинный, архетипический мотив, архетипическая жажда танцевать и чувствовать связь. Это тяга установить связь с самим собой в движении — таким естественным путем, который, однако, обычно не поощряется. Установить связь с другими через танец – способ объединения, в котором столько правды и который является далеко не повсеместно признанным.

Что мы уносим с собой с занятий?  Более тесную связь с самими собой. Люди уходят с тем, что уже и было в них.  Но только теперь все это активировано, оживлено.

Фото: Ирина Кривощекова

L.: Как можно объяснить людям, что же происходит в танце?

S.R.: — Вот уже двадцать лет я пытаюсь ответить на этот вопрос! Как можно описать божественно вкусное блюдо тому, кто его никогда не пробовал?

Часто люди приходят на занятия, когда видят изменения в своих друзьях и знакомых, которые танцуют. Предположим, человек возвращается с семинара. На следующий день встречая его, люди отмечают: «Ты какой-то другой». Это для них это очевидно. Люди чувствуют тонкую, часто внешне едва различимую разницу в том, как мы живем. Как только мы начинаем использовать слова, появляется посредник…

Иногда я так пытаюсь объяснить, что происходит: Когда я начинаю двигаться, у меня появляется больше интереса к жизни, я готова есть и переваривать жизнь более полно. То, что происходит в танце переносится и в повседневную жизнь. Вместо того, чтобы идти в «МакДоналдс», мы готовим вкусное полноценное блюдо. Вместо того, чтобы объяснять людям каждый из пяти ритмов и как они работают, я рассказываю о том, что происходит со мной в результате практики.

L.: Это путешествие в неизведанное, которое не поддается описанию словами?

S.R.: — Да, совершенно верно. Также, как описания того, как заниматься любовью, никогда не заменят самого этого опыта.

Как описать, передать в словах, как донести полноту жизни, которую мы испытываем?

В этом смысле вклад Габриеллы уникален. Она посвятила свою жизнь тому, чтобы найти слова и образы, чтобы нарисовать карту движения, описать энергию жизни. У меня в голове до сих пор не укладывается – как она могла создать эту карту из пяти ритмов?! Карту, которая реально работает! Я не знаю, как и почему она работает. Наверное, наука через какое-то время ответит нам на этот вопрос. Но я абсолютно убеждена, что она работает и получаю подтверждения этому год за годом, неделя за неделей, занятие за занятием.

L.: Прежде чем расстаться, давайте поговорим о Вашем скором приезде в Москву. Вы ведь уже были здесь?

S.R.: — Да,  в прошлом году.

L.: Когда мы, россияне, возвращаемся из поездок за границу,  нам бросается в глаза закрытость или, точнее, погруженность в себя наших людей. Заметно ли это Вам?

S.R.: — Да, это заметно. Кстати, совершенно необязательно, что это плохо. Это культурный стиль. Когда я путешествовала по Ближнему Востоку, там было все наоборот: много шума, все говорят, трогают, лезут в автобусе друг по другу.  Не могу сказать, что мне это очень понравилось. Потом, правда, я расслабилась… Или возьмем Нью-Йорк. Там все должно быть очень громко, быстро, смешно. Но это не значит, что люди там на самом деле быстрее, смешнее или счастливее. Это просто стиль поведения.

Когда я приехала в Россию, я тоже поняла: здесь другой стиль. Это не означает, что люди абсолютно закрыты, заперты на замки. Когда они приходят танцевать, становится очевидным, что под поверхностью – есть что то совсем иное. Я вижу, как те же самые люди нежны друг с другом, открыты.

В какой-то момент я работала в Швейцарии с группой, где были люди из Турции и из Китая. Турки были шумными, игривыми, дружелюбными. Китайцы же – скромными, внимательными, ко всему прислушивались. И те и другие — очень соответствовали стереотипам. Через час после того, как зазвучала музыка – где разница? Куда она делась?  Она исчезла!

L.: Здорово! Какое замечательное окончание для нашей беседы! Когда мы заглядываем за фасад, мы видим суть, которая едина для всех нас.

___________

Сайт Сью Рикардс – www.acalltodance.com

Информация о московском семинаре Сью Рикардс

Большое спасибо Саше Никифорову и Наталье Цирлиной за перевод и подготовку текста.

3 комментария

  1. МАРИНА МОРСКАЯ
    МАРИНА МОРСКАЯ

    ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!

  2. Замечательное и глубокое интервью, Алексей! Спасибо тебе! Уверена, если ты продолжишь раскрываться в этом направлении — это будет огромный подарок Миру! Желаю нам всем, твоим поклонникам, много новых интервью с прекрасными и уникальными людьми!

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: