Я не могу объяснить кому бы то ни было, кто — или что — есть Бог. Не может этого и никто другой, хотя мы и пытаемся представить дело иначе через различные символы веры и доктрины. Реальность Бога не поддается никаким определениям. Ее можно лишь испытать на себе, и нам всегда следует отдавать себе отчет в том, что даже это переживание может оказаться не более, чем иллюзией. Теизм — лишь одно из несовершенных человеческих определений Бога, которое должно уступить свое место другому.
Когда я пытаюсь говорить о своем переживании Бога, я могу сделать это, лишь используя человеческие аналогии. Насекомые не в состоянии объяснить, что значит быть птицей. Лошади не в состоянии объяснить, что значит быть человеком. Человеческие существа не в состоянии объяснить, что значит быть Богом. Это кажется таким простым. Поэтому позвольте мне поведать о своем собственном опыте на языке человеческих аналогий, ибо это тот единственный язык, на котором я могу говорить.
Мой опыт говорит, что жизнь представляет собой нечто гораздо большее, чем я могу охватить умом. Жить в полной мере означает для меня выйти за пределы человеческого сознания. Однако я могу ощутить всю красоту жизни и размышлять о ее бесконечности. Когда я это делаю, я соединяюсь с Источником жизни, который я называю Богом.
Мой опыт говорит, что любовь есть нечто, находящееся за пределами моей личности. Не в моих силах ее создать, однако я могу получать ее и затем отдавать другим людям. Поэтому любовь для меня есть трансцендентная реальность, в которой я могу участвовать и благодаря которой я могу быть преображен. Я могу вырасти до более глубокого ее понимания и размышлять об ее источнике, который я называю Богом.
Мой опыт говорит, что я являюсь частью бытия, однако мое собственное бытие еще далеко не исчерпывает содержание этого понятия в целом. Я укоренен в чем-то неизмеримо большем, чем я сам. Бытие в собственном смысле слова неисчерпаемо, бесконечно и нерушимо. Когда я прикасаюсь к Основе бытия, я верю, что вхожу в соприкосновение с тем, что я называю Богом. Именно благодаря расширению сознания в минуты этих трансцендентных переживаний я смотрю на Иисуса из Назарета и могу утверждать, что в его жизни я вижу наглядно, что именно значит слово “Бог”.
Мой взгляд на Бога — и даже на того Бога, которого я встречаю в Иисусе — является, таким образом, субъективным описанием того, что я считаю объективной реальностью. Я стараюсь понять Иисуса как разрушителя границ, призывавшего людей выйти за пределы их собственных систем безопасности. Его жизнь была проникнута сознанием того, что страх удушает человечность, воздвигает защитные стены, порождает предрассудки и создает религиозные системы, чьей единственной целью является дать ощущение безопасности страдающим хроническим страхом людям.
Идти путем Христа — значит, обрести достаточную силу, чтобы выйти за пределы этих разнообразных систем безопасности и двигаться дальше. Это значит оставить все формы религии, которые так или иначе связывают нашу человечность, с тем, чтобы войти в мир без религии, созданный новым человечеством. Это означает искать божественное не вне нас, но внутри, как более глубокое измерение того, что значит быть человеком. Это означает не строить предположения о том, кто или что есть Бог, но осуществлять на деле то, что заключено в слове “Бог”. Это означает смотреть на полноту человечности в Иисусе и видеть в нем присутствие Божественного. “Бог пребывал во Христе” — утверждение Присутствия, которое ведет к полноте, новому творению, новой человечности и новому образу жизни.
Джон Шелби Понг — Иисус вне религии
(Spong, John Shelby. Jesus for the non-religious : recovering the divine at the heart of the human)