Фрагмент интервью Сергея Сухова с художником Яной Франк
Когда я смотрю на Ваши работы, то сразу понимаю: «Яна воспринимает мир совершенно иначе, чем другие». При этом, Вы постоянно обращаетесь к сюжетам из обычной жизни, к повседневным вещам. Расскажите, пожалуйста, о том, как научиться видеть «иную повседневность»? Где скрывается это волшебство?
С волшебством тут все очень просто, нужно с любопытством рассматривать мир вокруг. На самом деле это звучит банально, но многие давно уже не замечают ничего вокруг, поспешно передвигаясь между домом, работой и покупками. Одно из самых действенных средств от депрессии — ежедневные прогулки по 5 километров. В любом направлении. И неважно, куда идти и зачем. Это работает, потому что, при любой более или менее продолжительной прогулке человек начинает смотреть вокруг. Если не в первый день — так на десятый. Даже если «формально» ходить по одному и тому же маршруту, неважно, в каком темпе, рано или поздно тоска заест, и человек поднимет голову и начнет смотреть вокруг. И то, что он заметит — будь то поющие птички на деревьях, или витрина на углу — это новые впечатления. Впечатления, которые будят наш интерес к жизни. Люди, часто гуляющие не спеша, хотя бы на несколько кварталов в округе, начинают «приносить домой» новости и мелкие открытия: там, оказывается, дом снесли, а тут, оказывается, магазин закрылся и кафе открылось. Под соседским деревом лежат спелые сливы, а возле супермаркета растет ежевика, и никто ее не собирает.
Если выработать привычку смотреть по сторонам, начнут бросаться в глаза разные кустики, пни, смешные предметы. Вот такие подмеченные в реальной жизни вещи обычно являются самым интересным в работах художника. Какой-нибудь стакан, отбрасывающий необычную тень на стол: заметишь, зарисуешь, используешь в иллюстрации, а потом кто-то скажет: «Ну как можно так живо рисовать?!».
Когда мне задают этот вопрос в присутствии мамы, она всегда отвечает: «Она это где-то в реальной жизни увидела, поэтому оно такое выразительное и интересное!».
Что для Вас означает выражение «всмотреться в детали»?
У меня дед был криминалистом, поэтому для меня «всматриваться в детали» — это такой интереснейший спорт. При этом я пытаюсь по разным деталям узнать о человеке его историю. (Или иногда не о человеке.) Вот снесли дом, остался фасад соседнего дома, который раньше был стеной, и на стене остались контуры разных комнат, и прямоугольники с разными обоями. Стоишь, рассматриваешь — у кого-то там были зеленые обои в цветочек, а у соседа был минимализм, все белое. А этажом ниже давно ремонт не делали, все потемневшее давно, обшарпанное. Представляешь, что у кого стояло на фоне этих обоев.
Или по кладбищам ходишь, читаешь имена и фразы на памятниках. Пытаешься представить: «Что там произошло?», «Кем они друг другу были?», «Чем кончилось?», «Муж и жена — купили рядом две могилы, он умер на 30 лет раньше ее, она там похоронена, но уже с новым именем. Был у нее потом еще муж? Или еще пятеро?» А иногда еще фраза какая-то написана многозначительная. Или скамеечка самодельная стоит напротив одной могилы, и особым образом все украшено — видно, кто-то туда ходит посидеть, надолго. Такие мелочи рассказывают целые истории. По идее картинки тоже такими должны быть.
Или рассматриваешь людей — во что одеты, что у них в руках, куда идут. Размышляешь — кем этот человек работает, на что живет. Самодельная шапка на нем — это он с блошиного рынка притащил? Или ему любимая связала? Или сам связал? На помойке нашел? Кто-то забыл в кафе, где он работает официантом?
Дед у меня любил, увидев где-то военного (казалось бы — уж униформа у всех одинаковая!) половину биографии про него рассказать. Дырка от звездочки — разжаловали, натворил что-то (перечисление, что надо натворить, чтобы заслужить такое). Рубашка неправильная – значит, работает он в таком-то месте, потому что в тех или других, в такой не разрешили бы на работу явиться. Руки в чернилах — пишет документы где-то. Таких деталей было много. Мне было ужасно интересно, сколько же он всего заметил. А дед мне говорил, что вот, идет человек по улице, встретил другого в первый раз в жизни… за 5 минут поссорились, один другого убил. И убежал. Его, вероятнее всего, найдут за полдня. Надо только внимательно собрать все детали, подумать, что из чего следует, и дойти до тех, кто тебе все расскажет.
Яна, Вы рассказываете о таком взгляде на мир, который многим может показаться «слишком волшебным», чрезмерно игровым, даже детским… Но, судя по всему, именно такая позиция позволяет находить новые идеи. Как объяснить этот парадокс «взрослым и серьезным дяденькам из бизнеса»?
Мне кажется, что «взрослые и серьезные дяденьки из бизнеса» — это тоже какой-то миф. Мне довелось (и до сих пор доводится) сотрудничать с самыми мощными и успешными продавцами и бизнесменами в Германии, России и в Америке. И все руководители высшего звена или владельцы целых империй — точно такие же — «сказочники», «в душе дети», «идеалисты» и немножечко романтики. Мне кажется, что иначе они и не были бы хорошими бизнесменами. Более того, мне иногда встречались такие, что я искренне задавалась вопросом, как этот человек руководит такой империей, и не делает ли кто-нибудь всю «серьезную» работу за него, потому что, по сравнению с их романтизмом — я вообще самый страшный бездушный циник.
Полный текст интервью в блоге Сергея Сухова
Сайт Яны Франк miu-mau.net