Работник

Был у хозяина работник. Жил он в одном доме с хозяином. Работник всё меньше и меньше работал и под конец так обленился, что ничего не делал. Хозяин видел это, но ничего не говорил и только отворачивался от работника, когда встречался с ним. Работник видел, что хозяин недоволен им, и вздумал, не работая, подладиться к хозяину.
Пошёл работник к хозяйским знакомым и друзьям и просил их сделать так, чтобы хозяин не сердился на него. Хозяин узнал про это, призвал работника и сказал:
-Зачем ты просишь людей заступиться за тебя? Ведь ты сам всегда со мною, можешь сам мне сказать что тебе нужно.
И работник не знал, что сказать и ушёл. И придумал работник другое: собрал он хозяйских яиц, поймал хозяйскую курицу и принёс всё это, как гостинец, хозяину, чтобы хозяин не сердился за него. Тогда хозяин сказал:
-То ты просишь моих друзей хлопотать за тебя, тогда как ты прямо можешь со мной говорить. А теперь вот вздумал меня задобрить гостинцами. Ведь всё, что у тебя есть, всё моё. Если же бы ты и своё принёс мне, то мне не нужны твои гостинцы.
Тогда работник вздумал ещё третье: он сложил стихи во славу хозяина и стал ходить под окнами хозяина и громко кричать и петь стихи, называя хозяина великим, вездесущим, отцом милостивцем, благодетелем. Тогда хозяин опять призвал работника и сказал:
-То ты через людей хотел угодить мне, то ты моим же добром меня дарил, теперь вздумал ещё чуднее: вздумал кричать и петь обо мне, что я всемогущий милостивый и всё другое. Кричишь и поёшь про меня, что я такой и эдакий, а не знаешь и не хочешь знать меня. Мне же не нужно ни заступничества за тебя других людей, ни подарки твои, ни похвалы твои о том, кого ты не можешь знать, — мне нужна от тебя только твоя работа.
То же, что этот работник делают люди, которые молятся святым угодникам, прося их заступиться за них перед Богом, и то же делают, когда хотят задобрить Бога лампадками и всякими жертвами и восхвалением Его. Учение Христа в том, что между Богом и людьми не может быть посредников и что нужны Богу не дары, а наши добрые дела. В этом весь закон Бога.

Л. Н. Толстой, сборник “Мысли о вере. Ложные веры”

Ответить