Колокола

Колокола впервые упоминаются Григорием Турским (594 г.) под именем „signa». Говорится, что епископ ирландский Дагей, будучи медных и железных дел мастером, сделал 300 колоколов (campanos). Следующее упоминание о колоколах, известное нам, относится к седьмому веку. В этом упоминании уже говорится, что колокола к употреблению в храме узаконил папа Савиниан. Этот факт можно считать началом использования колоколов в новозаветной Церкви. (И. Коновалов)

Кроме звукового богатства колокольный звон за века своей истории наполнился особым смыслом. Прежде всего это богатейший контекст церковной службы, о котором можно говорить отдельно и пространно. Колокола идеальны в качестве сигнального инструмента. Праздничный трезвон и тревожный бой набата, радостное позвякивание бубенцов свадебного поезда и траурный звук заупокойного колокола… Порой достаточно лишь одного звука, чтобы заиграл весь контекст события. От этого даже самый несложный музыкальный рисунок в исполнении колоколов становится необычайно насыщенным и красноречивым.
Печать неповторимости лежит на каждой храмовой звоннице. Нет двух церквей, которые бы располагали совершенно идентичным набором колоколов. Подбор колокольного ансамбля — ещё одно великое искусство, ибо далеко не все колокола гармонично сочетаются между собой.
Колокольная музыка необычайно разнообразна и во многом зависит от фантазии и вкуса звонаря. Впрочем, слово «музыка» к церковному звону применимо лишь отчасти. Колокольный звон подчиняется богослужебному уставу и поэтому довольно строго регламентирован. Выделяют 4 основных вида звонов, внутри которых возможны вариации.
• Благовест (ударение на первый слог). Из самого названия видна функция этого звона. Он несёт благую весть. Иными словами, возвещает начало церковной службы. Представляет собой череду мерных ударов в большой колокол. Такой простейший, казалось бы, музыкальный рисунок имеет массу тонкостей, касающихся и продолжительности звона и частоты ударов и общей организации звона. Благовест, впрочем, как и любой другой церковный звон, тесно связан с практикой молитвы. Поэтому слушать колокола просто как музыку, значит видеть лишь надводную часть смыслового айсберга.
• Трезвон или тризвон. Самый богатый и разнообразный звон. Его особенность — одновременное звучание нескольких колоколов. Он часто звучит после благовеста и его характер во многом зависит от церковного календаря и от времени суток. Естественно, что по большим праздникам он пышен и великолепен, а в дни поста проще и скромней.
• Перезвон. Этот вид звона своего рода предупреждение: «Внимание! Сейчас произойдёт нечто важное.» Он применяется, чтобы подчеркнуть некоторые значимые эпизоды богослужения. Перезвон — это последовательные удары по колоколам. Причём, чем больше «размах» перезвона, чем больше колоколов в нём участвует, тем жирнее восклицательный знак после слова «внимание!»
• Перебор. Это самый скорбный из всех звонов — траурный. В него звонят, перебирая все колокола. По одному удару на каждый, от малого к большому. В конце звучит аккорд из всех колоколов. Перебор символизирует человеческую жизнь. Маленькие колокола — младенчество, средние — молодость, большие — зрелость. Заключительное созвучие — момент смерти, тот миг, когда весь жизненный путь встаёт перед глазами умирающего.

Источник

Ответить