Индуизм дает величественное описание отношения Бога к Мирозданию. Бог «танцует» Мироздание. Он — Танцор, Мироздание — его Танец. Танец и танцор — не одно и то же, но они не существуют отдельно друг от друга. Танец не унесешь в коробке домой, если он тебе понравился. Как только танцор прекращает танцевать, танец умирает.
В поисках Бога мы слишком много думаем, слишком много размышляем, слишком много говорим. Даже видя этот танец, который мы называем Мирозданием, мы постоянно думаем, говорим (с другими и с собой), рассуждаем, анализируем, философствуем. Слова… Шум…
Погрузись в безмолвие и созерцай Танец. Просто смотри: звезда, цветок, увядающий лист, птица, камень… подойдет любой фрагмент этого Танца. Смотри. Слушай. Нюхай. Прикасайся. Пробуй на вкус. И, вполне возможно, вскоре ты увидишь и Его — Самого Танцора!
Ученик постоянно жаловался Мастеру:
— Ты прячешь от меня великую тайну дзэн.
Он никак не хотел принимать объяснения Мастера.
Однажды они шли через холм и услышали пение птицы.
— Слышишь, как поет птица? — спросил Мастер.
— Слышу, — ответил ученик.
— Теперь ты веришь, что я от тебя ничего не прячу?
— Да.
Если ты действительно услышал пение птицы, если ты действительно увидел дерево… ты уже все знаешь. Не нужно никаких слов, никаких концепций.
Что-что? Что ты говоришь? Ты слышал сотни птиц и видел сотни деревьев? Постой-ка! А видел ли ты дерево?
Если ты смотришь на дерево и видишь дерево, это еще не значит, что ты увидел его по-настоящему. Когда смотришь на дерево и видишь чудо — лишь тогда ты действительно видишь его! Испытывал ли ты когда-нибудь тихую радость от пения птиц?
Энтони де Мелло — Зачем поет птица?
Да, в наше время трудно погрузится в безмолвие, но при большом желании реально и безмолвие и тем более созерцание.