Интервью с волшебниками: Митя Кузнецов



С музыкой Мити Кузнецова я познакомился, когда искал славянскую фолк-музыку. С первых песен я ощутил что автор, вкладывает в композиции гораздо большее чем просто идею. Так и родилась мысль о интервью.

С Митей мы поговорили о роли сердца в творчестве, способе раскрыть свой талант, вдохновении и многом другом. Приглашаю к знакомству!

Lexian
Можно ли сравнить Ваше музыкальное творчество с дыханием, то есть с неотъемлемой Вас самих?

Митя Кузнецов
Наверное, это звучало бы красиво, но, увы, вряд-ли я сравню свое творчество с дыханием. Если отнять дыхание, то отнимется и жизнь. Мы все понимаем насколько ценна для человека жизнь. Если отнимется музыкальное творчество, то жить все же можно, так как есть для чего и ради кого.

Если встать посреди поля под названием Жизнь, то посмотрев направо и налево границ не увидишь. Дорог множество и каждому из нас даны огромные возможности для самореализации в этой жизни, поэтому в наших силах выбирать что и как делать. Нужно лишь прислушаться к своему сердцу. Вопрос скорее в другом. Бог наделяет каждого из нас талантом, за который мы несем перед Ним великую ответственность. Мне дан талант создавать музыку и это то, в чем я должен преуспеть, и вернуть Творцу, через людей, в преумноженном виде.
Музыка сложна тем, что является результатом работы души, поэтому ее нельзя выдавить из себя чисто механически, ее можно только пережить и выстрадать. Отсюда проистекают так называемые «муки творчества» — очень тяжелая вещь и поэтому иногда, по малодушию, хочется оставить музыку вовсе и заняться каким-либо ремеслом. Однако же, когда такое случается, сразу происходит нечто, что ставит тебя на место. Поэтому, каждый звук, который я воспроизвожу на инструменте или голосом — это не просто нота или красивый тембр, это — переживаемые впечатления от познаваемого мной мира. Моя задача — как бы свернуть картину мира в эти звуки, чтобы потом, при прослушивании, мир бы вновь развернулся перед человеком, обогатившись внутренним миром его самого. Совместно мы создаем никогда неповторяющуюся, безконечную картину Вселенной. То есть, иными словами, музыка — это не конечный вариант, когда она зафиксирована в записи и исполнении. Она всегда изменяется, когда ее слушает кто-то другой. И через музыку я всегда общаюсь с невидимым мне слушателем на «тонком уровне». Вот здесь как раз и встает вопрос ответственности: приносит ли такое общение вред или пользу нашим душам?

*

[audio:http://sobiratelzvezd.ru/music/mitya_golybi.mp3]

Митя Кузнецов — Голуби

*

Lexian
Мне кажется, что единственный путь в творчестве, это путь сердца, как вы и сказали «переживаемые впечатления» в каждом шаге. Как вы думаете, возможен ли иной путь? возможно ли создать что-то Настоящее, не включая сердце?

Митя Кузнецов
Настоящее существует для каждого в отдельности человека именно в его «настоящий момент». Творчество существует в разных видах, формах и разного уровня. И по-видимому, все эти формы нужны в определенное время и для определенного состояния человека. Поэтому, на одни и те же вещи существуют совершенно противоположные взгляды. Глядя с высоты прожитых лет нам часто кажется, что многое ранее сделанное было глупостью, но, однако, на тот момент мы искренне думали и поступали именно так, и это было важно. Поэтому Настоящее, на мой взгляд, можно создавать, включая работу разных человеческих чувств и органов. Сложнее создавать Вневременное. То, что будет ценно человеку в любом возрасте. И вот в этом случае без работы Сердца никак не обойтись.

Lexian
Митя, Вы прекрасно сказали про талант, а что, на Ваш взгляд, помогает осознавать свой талант, тем кто еще не понял этого?  И как Вы почувствовали свою связь с музыкой, раскрыли, что это Ваш талант?

Митя Кузнецов
Это просто понять. Когда человек влюблен, он это чувствует всеми клеточками своего существа. Кто или что ему подсказывает, что он влюблен? Он это точно знает. Тоже самое и с талантом. В конце концов, талант можно понять и таким образом: когда ты что-то делаешь и окружающие подмечают, что у тебя это получается лучше, чем у других и при этом тебе это нравится и ты поглащен процессом и не до конца удовлетворен результатом. Что касается меня, то я с музыкой был лет с трех. В детском возрасте, глядя на различные музыкальные инструменты, меня манила в них какая-то непонятая мной, но завораживающая тайна. А в пятнадцать лет, когда начал сочинять музыку, уже точно понял свое предназначение и с этого времени уже не изменял ему, благо, что и все обстоятельства, окружение не случайно складывались таким образом, чтобы я развивался именно на музыкальном поприще.

Lexian
У Вас на сайте цитата: Я не пишу музыку, я снимаю кино, исполненное языком музыки…» кино можно снимать по разному, можно запечатлевать все как в документалистике или же руководить процессом полностью или частично позволяя импровизировать. Как снимаете кино Вы?

Митя Кузнецов
Здесь я говорю об искусстве. Искусство никогда не будет просто «запечатлевать», оно всегда «выражает, чтобы затронуть». И в начале беседы я как раз это и постарался объяснить в своем подходе к музыкальному творчеству. Просто объяснил это через музыку.

Lexian
В каких формах приходит к Вам вдохновение? И есть ли не переходящие образы вдохновляющие Вас?

Митя Кузнецов
Если Вы смотрели фильм «Назад в будущее», то помните: для того, чтобы запустить особый прибор («ядерный флюксуатор») на Машине Времени, который включал механизм перемещения во времени, нужно было разогнать обычный двигатель на этой машине до 80-ти км, используя твердые виды топлива. Вот также и у меня происходит вдохновение. Мне нужно потрудиться с помощью извлечения хаотически воспроизводимых звуков музыкальных инструментов, головы и сердца, чтобы включилась и заработала душа, которая поведет меня по безвременным тропам Вселенной.

Душа и Божественная природа человека как раз и является для меня тем самым не переходящим Образом.

Lexian
Вы делаете альбомы посвященные совершенно разным культурам, шотландской, индейской, китайской но чувствуется что наиболее привлекательна для вас русская, так ли это?

Митя Кузнецов
С юности я слушаю этническую музыку разных стран. Через нее я познаю окружающий меня мир, людей, их традиции. Мне нравятся многие музыкальные традиции. В тот момент, когда я пишу музыку, в которой используются корни той или иной культуры, я полностью погружаюсь в нее, живу ей, сливаюсь с ней, но тем не менее остаюсь самим собой. Поэтому меня привлекает ни столько сам музыкальный лад, сколько то, какой образ я хочу донести, используя его. Я живу ОБРАЗОМ в музыке, а использование тех или иных традиционных корней — это своего рода предлагаемые обстоятельства, в которых с помощью мелодии и гармонии я этот ОБРАЗ воссоздаю.

Волшебство музыки. Фото: Gustavo Aimar

Lexian
Есть ли в аутентичных инструментах магия, отличная от современных?

Митя Кузнецов
Есть волшебство в том — кто, что и как воспроизводит с помощью этих инструментов. Инструмент это средство выражения какой-либо музыкальной мысли. Сам по себе не заиграет. Это сосуд, который наполнится и оживет, когда мастер вдохнет в него жизнь. За годы такого общения с мастером инструменты, конечно, имеют свойство оживать, даже приобретают свой характер (капризный или покладистый!). Поэтому, «волшебным» может быть и аутентичный и современный инструмент. Однако, конечно же, аутентичные инструменты более живые, отзывчивые в руках исполнителя и более неповторимы по своему характеру и интонированию 🙂 И что самое главное, являются отличными «проводниками-контактерами для нашего воображения» в далекие времена наших предков. Вот в этом я вижу их действительную ценность и отличие от современных.

*

[audio:http://sobiratelzvezd.ru/music/mitya_mat_maria.mp3]

Митя Кузнецов — Мать моя Мария

Lexian
Как вы ощущаете что пришло время нового альбома или нового этапа в творчестве?

Митя Кузнецов
Так по жизни у меня происходит, что чаще не я являюсь инициатором нового альбома. Я скорее облекаю предложенную мне идею в некую концепцию и перевожу на язык музыки. Однако в моих «запасниках» есть много неизданной музыки или набросков, которые я сделал когда-то давно. И так случается, что просто наступает день, когда они становятся востребованными. К чисто моим воплощенным идеям можно
отнести самый первый инструментальный альбом «Танцующие лесные Феи» 1991-1992 года (который потом разошелся на разные переработки для поздних альбомов), первый песенный альбом «Сказ Времиря», записанный в 1994 году, и более известный альбом «Голубиная книга» 2004 года. Но такие альбомы создаются по нескольку лет. Скажем, на рождение «Голубиной книги», от идеи до записи, ушло около 10 лет. На протяжении уже лет 20-ти у меня пишется еще один музыкальный материал, но пока я еще не в силах его вынести наружу. Единицы близких мне людей знают о нем. Его отличие от других альбомов в том, что если вдохновение, например, для «Голубиной книги» то появлялось, то исчезало, то для этого музыкального материала оно всегда присутствует.

Что касается нового этапа в творчестве, то это для меня каждая новая работа. А подход у меня такой — если я сам себя чем-то не удивляю, то лучше уж вообще музыку не сочинять.

Lexian

Спасибо Митя!

Митя Кузнецов
И вам спасибо!

*

Официальный сайт Мити Кузнецова — http://kuznya.ru/

ИНтернет-магазин с альбомами музыканта: http://shop.kuznya.ru/





  • фенечка

    Потрясающе! вот эта цитата прям обо мне :»Бог наделяет каждого из нас талантом, за который мы несем перед Ним великую ответственность. Мне дан талант создавать музыку и это то, в чем я должен преуспеть, и вернуть Творцу, через людей, в преумноженном виде.»

  • Андрей

    Еще бы попонятнее для простого народа…